Введение. Морские пассажирские перевозки в России обладают большим потенциалом развития. Инфраструктура по обслуживанию морского пассажирского сообщения была сформирована в советский период, большинство ее объектов нуждается в модернизации, так как они перестали отвечать современным требованиям по обеспечению комплексного и высококачественного обслуживания пассажиров. Цель исследования - проанализировать советский опыт проектирования и строительства морских вокзалов для определения основных исторических этапов формирования архитектуры морских вокзалов, особенности которых могут быть учтены при разработке рекомендаций по их реконструкции. Материалы и методы. Для выявления исторических этапов формирования архитектуры морских вокзалов на территории Советского Союза использован комплексный подход, включающий ретроспективный анализ, изучение литературных, нормативно-правовых актов, иллюстративных, графических источников, относящихся к подобным объектам. Результаты. Отражен опыт строительства морских вокзалов в советское время и выделены два исторических периода в формировании их архитектуры. Дана характеристика каждого из этапов исходя из особенностей функциональной организации и архитектурно-планировочных решений морских вокзалов. Выделены предпосылки к преобразованию и реконструкции существующих объектов, приведены примеры данных процессов в России. Выводы. Проектирование новых морских вокзальных комплексов (МВК), а также модернизация имеющихся вокзалов должны отвечать современным требованиям международного уровня для развития туристической индустрии, а также учитывать исторические особенности их формирования. Потребность в преобразованиях обусловлена техническим и технологическим прогрессом, изменениями в социально-экономической сфере. Первостепенными являются определение места вокзала в системе внешнего и внутреннего пассажирского транспорта города и создание условий для эксплуатации МВК не только как мультимодальных объектов транспортной инфраструктуры, но и важных узлов в системе общественных пространств города.