В статье рассмотрена актуальность проблемы подготовки учителей к деятельности в школе будущего. В работе рассматриваются положения об изменениях в сфере образовательной политики и педагогической деятельности; педагогические условия, в которых учитель новой эпохи будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональные и личностные качества учителя будущего, определенные в работе, вносят вклад в теоретико-методологические основы его подготовки. Цель работы - обозначить возможные векторы развития образовательной сферы, определить роль учителя в школе третьего тысячелетия, а также выделить профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые учителю школы будущего для успешного построения педагогического процесса. В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ, методы прогнозирования векторов развития образовательной среды и роли учителя в ней.