Формирование научно-аналитических и коммуникативных навыков у студентов-гуманитариев в международном университете (студенты-гуманитарии поколения Z в международном университете)
Сегодня рекрутинговые организации при отборе потенциальных кандидатов на вакантные должности подчеркивают важность наличия у выпускников вузов развитых коммуникативных и научно-аналитических компетенций, которые являются основными составляющими «soft skills» для студентов гуманитарного цикла, в большей степени способствующих формированию профессионализма, чем «hard skills», что обусловлено смещением приоритетов общества в сторону демократизации и гуманизации социально-психологических принципов выполнения должностных обязанностей в рамках профессий типа «человек-человек». Цель данного исследования - определить методы и приемы формирования навыков научно-аналитической и коммуникативной деятельности в международном университете у студентов-гуманитариев. Межкультурная коммуникация в контексте образовательного процесса, с одной стороны, осложняет развитие данных компетенций, с другой - требует совершенствования принципов преподавания в контексте диалогов культур, что детерминирует формирование исследуемых навыков с учетом национально-культурной специфики изучаемого языка и коммуникации того вуза, где проходит обучение иностранный студент. Данные аспекты являются обязательным условием для успешного интегрирования в потенциальную профессиональную среду. Методология исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемому вопросу, контент-анализ, описательный и сравнительный методы. Новизна исследования обусловлена современными тенденциями совершенствования «мягких компетенций» представителей всех профессий в гармонии с мировым научным пространством через призму эффективной межкультурной коммуникации. Результаты исследования свидетельствуют о взаимной корреляции научно-аналитических и коммуникативных умений, синтез основных компонентов которых способствует формированию метакогнитивных характеристик студентов. Формирование исследуемых компетенций целесообразно осуществлять через ролевые игры, мемы, ситуационные задачи, коммуникативные профессионально-ориентированные тренинги, метод активного проблемно-ситуационного анализа («case-study»), который является практико-ориентированным методом организации учебного процесса и включает в себя использование навыков научного диспута, стимулирующий и мотивирующий процессы научно-аналитической и коммуникативной деятельности, а также метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля (ситуационные задачи).