Статья посвящена одной из ключевых проблем педагогики - оценке актуального уровня развития нравственных качеств, которое проявляется в принимаемом и одобряемом обществом поведении (воспитанности). Среди критериев оценки доброта, отзывчивость честность, любовь к Родине, креативность, скромность, вежливость, ответственность, выделенные на материале русских народных сказок. Основная проблема, с которой сталкиваются исследователи, состоит в том, что большинство методов диагностики определяют только внешние проявления воспитанности, но не стоящие за ними основные внутренние мотивы. Автор предполагает, что более точные результаты может дать диагностика с использованием воспитывающих ситуаций, которые позволяют получить достаточно информации, выступая одновременно условием формирования личности; одним из наиболее подходящих вариантов воспитывающих ситуаций автор считает народные сказки, т. к. они понятны представителям различных культур, народов, пола и возраста, а нравственные ценности, раскрываемые в сказках, универсальны.