В статье представлены результаты российского компонента международного исследования «Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи стран Балтийского региона», целью которого явился сбор сопоставимых данных об употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ среди 15-16 летних подростков, а также определение уровня готовности местного сообщества к профилактической деятельности в сфере употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди молодежи. В период с 2012 по 2013 гг. в исследовании «Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи стран Балтийского региона» приняли участие муниципалитеты четырех стран Европы - Швеции, Норвегии, Литвы и России (два района Калининградской области). В данной статье рассмотрены выявленные в ходе исследования особенности употребления психоактивных веществ среди молодёжи в г. Советске Калининградской области, включая риски, связанные с ними, проблемы в социальном окружении и отношение молодых людей к проблеме употребления психоактивных веществ. Оценка употребления психоактивных веществ, а также факторов риска и защиты среди молодежи в муниципалитетах проводилась с использованием специально подготовленной анкеты, с использованием которой в каждом участвующем сообществе, среди молодых людей в возрасте от 15 до 16 лет, был проведен поперечный сбор данных, экстенсивный по охвату. Анкета включала в себя вопросы по оценке моделей потребления алкоголя и наркотиков, а также по оценке различных социальных факторов, ассоциированных с рисковым поведением. Выявлены особенности употребления психоактивных веществ среди молодёжи, риски, связанные с ними, связь с проблемами в социальном окружении и в семье, представлена сравнительная характеристика результатов, полученных в г. Советске, в сравнении с другими муниципалитетами, принявшими участие в исследовании. Полученные данные могут быть использованы в процессе формирования дальнейшей профилактической работы на местном уровне, в качестве инструмента для местных практических специалистов и разработчиков политик, помогающего им выполнять деятельность, основанную на доказательных данных и фокусирующуюся на стиле жизни и культуре молодых людей.