Характерной особенностью данной статьи является интеграция психолого-педагогических подходов к анализу гражданственности и патриотизма как основ инновационного развития личности в кросс-культурном пространстве. Авторы подробно описывают эволюцию терминов «патриотизм», «социальная и гражданская идентичность» в контексте педагогических и психологических определений. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован активностью, основанной на проявлениях гражданственности и патриотизма. Авторы статьи доказывают, что развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. Представлены также теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для развития гражданской идентичности, а также сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования