В статье рассматривается развитие кросскультурной грамотности студентов, как процесс формирования личности, обладающей российской идентичностью, т.е. готовностью к межкультурному диалогу, толерантности, ценности многообразия культур. На основе проведенного анализа развития поликультурного общества современной России сформулированы основные значимые социокультурные факторы (возрастание темпов интеграции и дифференциации в межэтнических отношениях; психологопедагогический потенциал кросскультурной грамотности не только как цель сохранения культуры своего народа, но и формирование позитивного отношения к культурам других народов; история становления и развития народов, определяющая не только отношение к прошлому, но и перспективы развития государства; снижение уровня доверия между этническими группами, приводящее к росту негативных отношений, активизации ксенофобии и агрессивного поведения; тенденция к увеличению молодежных организаций, объединенных националистическими взглядами), на основе которых происходит формирование и становление кросскультурной грамотности как основы российской идентичности в современном поликультурном образовательном пространстве. Процесс обучения должен осуществляться при соблюдении принципов обучения и воспитания, способствующих развитию и воспитанию учащихся; социокультурному соответствию; сознательности и активности обучающихся. При этом должен учитываться принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения в сочетании с индивидуальными и коллективными формами обучения. Психолого-педагогическое сопровождение развития кросскультурной грамотности формирует единство и интеграцию этнической и гражданской идентичности, что способствует признанию личности себя одновременно и представителем своего этноса и гражданином многонациональной России.
Источник: Functional Aspects of Cross-Cultural Communication and Translation Issues : Proceedings of the 4th International Scientific Interdisciplinary Conference. Moscow, November 22, 2017