Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Во время сентябрьских Дней научной информации студентам, преподавателям СФУ, а также сотрудникам научных и массовых библиотек авторитетные эксперты рассказали об открытом доступе к интересующим научным сведениям, научили, как повысить свою информационную и правовую грамотность.

В роли просветителей выступили представители некоммерческого партнёрства НЭИКОН. В их числе кандидат физ.-мат. наук Ирина РАЗУМОВА, президент Ассоциации интернет-издателей, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван ЗАСУРСКИЙ; международный эксперт НЭИКОН Алексей СКАЛАБАН; специалист по авторскому праву Наталья ТРИЩЕНКО.

Около года назад Научная библиотека СФУ наряду с библиотеками Томского государственного и Казанского федерального университетов совместно с Национальным электронно-информационным консорциумом выиграли президентский грант на создание инфраструктуры хранения и обеспечения открытого доступа к научной информации, создаваемой российскими университетами.

Несмотря на то что в России зарегистрировано более 60 репозиториев (в том числе 19 университетских), до недавнего времени не существовало единого пространства для сбора информации о результатах исследований и предоставления доступа ко всем открытым научным статьям российских учёных. Родившийся около года назад проект НЭИКОН с названием НОРА («Национальный агрегатор открытых репозиториев российских университетов») — попытка отчасти восполнить этот пробел.

НОРА — это технологическая платформа, способная собирать контент, систематизировать его, делать удобным для поиска и дальнейшей работы, а также гарантировать его сохранность и доступность.

Как отметил и.о. ректора СФУ Владимир КОЛМАКОВ, тематика традиционных Дней научной информации особенно актуальна в контексте «майского указа» Президента России, ставящего перед наукой амбициозную задачу — поднять долю российских публикаций в мировом потоке. «Эту задачу невозможно выполнить, если у учёных не будет возможности беспрепятственно ориентироваться в информационном поле. Прежде чем приступить к научному исследованию, нужно досконально изучить, что было уже сделано в этом направлении
до вас».

Коллектив НЭИКОН разрабатывает определённые стандарты работы с информацией, которую производит университет, форматы её представления в Интернете; прививает правовую культуру обращения с результатами интеллектуальной деятельности и доносит идеи открытой науки до респондентов.

Исследователям и студентам за три дня эксперты объяснили, как воспользоваться платформой, почему это полезно и удобно, рассказали авторам и создателям информации о важности публикации результатов своей работы и о том, как бороться с пиратским доступом и решать проблемы авторского права.

— Мы пытаемся объединить все научно-образовательные организации (в основном государственные) в информационном поле, — говорит исполнительный директор НЭИКОН Александр КУЗНЕЦОВ (на фото вверху слева). — Начали работать с информацией ещё в 2000 году и считаем, что её значение с течением времени и развитием технологий всё возрастает. Сама идея репозиториев (открытых хранилищ информации) существует давно, и во многих университетах формально они есть; мы попытались поднять их на следующий уровень развития — это ведь, по сути, лицо любого университета. Очень нас радует, что СФУ включился в проект наряду с Казанским федеральным и Томским государственным университетами.

Благодаря технологической платформе мы должны получить общую картину информационного контента, создаваемого в российских вузах. Однако когда прошлой осенью запускали проект НОРА, то даже не представляли себе, с чем столкнёмся, и были настроены вполне оптимистично…

В итоге у экспертов очень много вопросов возникло даже относительно тех университетов, которые считаются ведущими: формат хранения, авторские права, процедуры пополнения репозитория, персоналии и т.д. Всё это оставляет желать лучшего. Многие довольно крупные вузы не захотели подсоединяться к проекту (может быть, из-за того, что им нечего предложить?). Внешне считается, что вуз передовой и очень оснащённый, а в итоге практически никакого хранилища для контента, имеющегося в стенах университета, нет. У СФУ — один из старейших и лучших репозиториев по количеству и качеству научного материала.

Специалисты НЭИКОН занимаются ещё и тем, что прививают некую технологическую и правовую культуру студенческой молодёжи и учёным… Без этого нельзя, ведь у нас в стране ни программ, ни каких-то регламентов, ни принятой политики открытого доступа к научной информации нет. Мы пытаемся обучить, рассказать, как такой доступ можно получить и как это выглядит в других странах, раз уж позиционируем себя как научную державу…

По словам директора Библиотечно-издательского комплекса СФУ Руслана БАРЫШЕВА, после того, как университет присоединился к проекту НЭИКОН по созданию сети репозиториев, зафиксировано 210 тысяч внешних обращений к материалам наших учёных.

Чем был полезен ликбез от НЭИКОН для преподавателей, учёных СФУ?

«О проекте НОРА ничего раньше не слышал. Меня больше волнует не проблема открытости информации, а проблема поиска в открытых «мусорных кучах» полезных зёрнышек, — делится доктор юридических наук, профессор кафедры деликтологии и криминологии ЮИ СФУ Николай Васильевич ЩЕДРИН. — Дело в том, что в Сибири, как это ни удивительно, практически нет специализированных научно-исследовательских подразделений в области права и криминологии».

«Семинары очень полезны, — считает заместитель директора Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Ирина Викторовна СВИДЕРСКАЯ. — Какие выводы я сделала для себя? Благодаря проекту НОРА можно до того, как работа будет опубликована в каком-либо серьёзном журнале, разместить свои тексты в репозитории и тем самым установить приоритет на научный результат. Но, с другой стороны, если это будет считаться полноценной публикацией, то вполне может стать препятствием для размещения материала в хорошем журнале. Поэтому открытый доступ к неопубликованным в журналах материалам — всегда палка о двух концах. Плохо и то, если туда будут попадать материалы, авторские права на которые принадлежат журналу. Правила игры ещё не очень чётко прописаны, и не все недостатки системы выявились. Это пробная версия. Однако если выставить условие, что репозитории не будут давать доступ к материалам раньше указанного вами времени, то это сыграет положительную роль, так как вы раньше защитите свои авторские права. НОРА, безусловно, очень интересный проект, и есть смысл в него включиться».

 Источник: http://f-campus.ru/nora-otkrytaya-dlya-vsex.html 

Сибирский федеральный университет — офф. сайт www.sfu-kras.ru

Новые материалы

2019-01-01

Усиление экологической и профессиональной направленности природоведческой дисциплины «Основы начального миропознания» в подготовке учителей начальных классов

2025-01-01
ABOUT VARIATIONS IN TRANSLATION THE GERUND FROM RUSSIAN INTO ENGLISH IN THE BELLES-LETTRES

This article deals with the peculiarities of the translation of the gerund from English into Russian in the belles-lettres. This problem is not elucidated well enough in linguistic and translation literature, while when translating non-finite forms into Russian one can face some difficulties. Sometimes while translating a text the accent falls on the lexical aspect, first of all on the shades of meaning, but syntactic mistakes sometimes invisible, lead not only to stylistic mistakes, but also the misrepresentation of the meaning.

2025-01-01
Need to create terms made from proper names in Azerbaijani and English languages

The main goal of the research work is to determine the same, different or similar aspects of the terms made up of proper names given in Azerbaijani and English terminology by studying the structural and semantic characteristics of the terms in a comparative way.

2025-01-01
The syntax and pragmatics of ellipsis in literary and journalistic writing

This article examines the use of ellipsis in literary and journalistic texts. It explores the syntactic structures in which ellipsis occurs and its pragmatic roles, highlighting distinctions between these two genres.

2025-01-01

Наименования людей и других живых организмов в австралийском сленге (на примере сленгизмов 1778-1868 гг. возникновения)

В статье рассматриваются лексико-семантические особенности сленгизмов, обозначающих всё живое (людей, растения, животных), которые возникли в 1778-1868 гг. в австралийском лексическом субстандарте.