Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Анализ эффективности применения прямого метода в мультилингвальном обучении взрослых с использованием техник логопедического чтения

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:42:26Z

Аннотация:

В связи с возросшими требованиями общества в области изуче- ния иностранных языков, с одной стороны, и увеличением количества людей, страдающих различными нарушениями речи, которые не были скорректированы по тем или иным причинам еще в детском возрасте, – с другой, актуален вопрос мультилингвального обучения взрослых с различными нарушениями речи. Ис- пользование стандартных методов и приемов в работе с такими обучающимися не дает значительных результатов, что обусловлено спецификой речевых нару- шений. Цель статьи – провести анализ эффективности прямого метода в мульти- лингвальном обучении взрослых с нарушениями чтения. В последние десятиле- тия значительно возросло количество детей и, следовательно, взрослых со стой- кими и специфическими нарушениями чтения, дислексиями. Авторы рассматри- вают эффективность использования прямого метода у взрослых с наиболее часто встречающимися видами нарушения чтения разной степени выраженности. Мультилингвальность как психологическое преимущество, способствующее успешной социальной адаптации современного человека, является общепризнан- ной в научном сообществе, однако педагоги сталкиваются с проблемой эффек- тивности методов мультилингвального обучения чтению. В научных исследова- ниях, как отечественных, так и зарубежных, мультилингвальное обучение пред- полагает применение разнообразных моделей одновременного обучения не- скольким языкам, включая родной язык обучающихся на различных уровнях об- разования, таких как основное и высшее образование, а также дополнительное образование. Большинство исследователей обращают внимание на нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, но стоит отметить, что значительная часть взрослого населения также испыты- вает трудности с чтением и письмом. Расширение лингвистического репертуара и восстановление нормальной коммуникации требуют применения специальных методов. Прямой метод ши- роко используется в международных логопедических практиках, в мультилинг- вальном обучении он применяется для обучения взрослых с различными языко- выми фонами. Данный метод активно использует контекстуальные подсказки и ассоциативные связи между словами в предложении, что помогает быстрее осво- ить новые слова и понять их значения. Поскольку велико разнообразие речевых нарушений, в исследовании были апробированы приемы прямого метода муль- тилингвального обучения чтению для взрослых, имеющих одну из четырех наиболее часто встречающихся форм нарушения чтения: фонематическую, опти- ческую, мнестическую и семантическую. Результаты показали, что взрослые из экспериментальной группы, обучавшиеся с использованием прямого метода в мультилингвальной среде, достигли более высоких результатов в чтении и письме по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о том, что применение прямого метода в мультилингвальном обучении взрослых с логопе- дическими нарушениями чтения является эффективным подходом для развития не только родного языка, но и других изучаемых языков. Однако важно подби- рать техники обучения с учетом особенностей каждого типа дислексии, так как применение их без учета специфики нарушения навыка чтения не способствует формированию полноценной коммуникативной компетенции у взрослых обуча- ющихся.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2024. № 67. С. 203-212


Связанные документы (рекомендация CORE)