Статья посвящена описанию функционального потенциала устойчивых единиц (пословиц и крылатых единиц) в художественной прозе писателя Русского севера Бориса Викторовича Шергина. В качестве материала исследования использовалась авторская картотека примеров, полученная приёмом сплошной выборки из художественных произведений писателя. В качестве источников-верификаторов использованы лексикографические издания: «Словарь областного архангельскаго наречия в его бытовом и этнографическом применении» А.И. Подвысоцкого, «Словарь русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова и «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» В. Серова. Авторы статьи, используя термин Е.Ш. Галимовой «северорусский вариант национальной картины мира», на примере текстов писателя показывают правомерность данного понятия, относящегося к поморскому языку. Проанализированы рассказы, включающие лингвокультурно маркированные («поморские») паремии. Показана текстообразующая и сюжетообразующая функции паремий в рассказах Б.В. Шергина; перечислены рассказы, в которых пословица вынесена в название. На примере рассказов разных лет репрезентировано, как паремии влияют на отражение духовного и нравственного мира поморов, их моральных и профессиональных качеств. Синтез паремиологических функций выражает концептообразующую семантику, характерную как для произведений Б.В. Шергина, так и для всей прозы Русского Севера.