В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме особенностей развития речи у обучающихся с нормативным интеллектуальным развитием и с умеренной умственной отсталостью; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Во второй главе описывается практическая часть работы: характеристика базы исследования; медико-психолого-педагогическая характеристика контингента, задействованного в эксперименте; методы и методики, направленные на выявления уровня развития устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего эксперимента и анализ исследования. В третьей главе прописывается коррекционная работа, направленная на развитие устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью: составленная адаптированная основная общеобразовательная программа вариант 2 по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Апробация программы и анализ результатов апробации программы; методические рекомендации по развитию устной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.