Крымский текст возник как южный полюс петербургского текста. В процессе его генезиса
громоздкая поэтика Семена Боброва была поглощена поэтической легкостью Александра
Пушкина. Литературная же «кинопоэтика» имеет изначально крымское происхождение, и
здесь Бобров остается пока вне конкуренции, особенно в поэтике катастрофизма. В дальнейшем
двум городам в мире оказалась особо присуща мифология самоотрицания – это Петербург и
Нью-Йорк. В обоих случаях катастрофизм оказался усилен кинематографизмом. В случае с
петербургским и московским текстами это усиление произошло кинематографизмом слова,
а не реально осуществившихся экранизаций. В частности, особым кинематографическим
мышлением обладал Андрей Белый, создавший в романах «Петербург» и «Москва» поэтику
кино, намного опередившую реальное развитие кинематографа своего и даже нашего
времени. Парадокс в том, что никто не ставит своей задачей экранизацию романов Белого,
ограничиваясь Владимиром Сорокиным, оказавшимся ближе сборной столице, возродившейся,
как офисный и сырьевой Феникс (Москва как Нью-Петербург новой России).
Нью-Йорк же именно благодаря кинематографу давно уже стал символом разрушаемого
всевозможными катастрофами города. «11 сентября» не что иное, как символическое
повторение многих сюжетов фильмов-катастроф. Воображаемые бедствия до 11.09.2011
компенсируют монотонный ритм повседневности, а после – виртуализируют радикальный
опыт и функционируют как эмоциональная защита, сформированная повседневным
монотонным ритмом. Впрочем, реакция на сам терракт на государственном уровне
оказалась сродни реакции ковбоев на первые вестерны, стрелявших из зала по экрану. В России
катастрофизм не столько кинематографизируется, сколько медийно музеефицируется.
Запуск механизма формирования глобального просмотрового зала обозначен в финале фильма
Балабанова «Морфий»