В статье представлена попытка переосмыслить характерное для западной философии и бытового сознания понимание языка как «набора слов», соотнесенных с «объектами» внешней действительности. Против такого подхода
приводятся следующие аргументы: понятие «слова» (как и само деление на морфологию и синтаксис) не имеет металингвистического статуса; классификация частей речи лингвоспецифична, так что прототипическая референциальная функция
«существительного» не может претендовать на статус универсальной языковой
функции; представление о языке как «наборе слов» отражает лишь специфическую
метапрагматическую осведомленность носителей европейских языков. Рассматривая факты языкового разнообразия и языковых функций в свете грамматической типологии, автор показывает, что наиболее адекватной интерпретацией соотношения
языка и действительности является такое понимание, которое характеризует язык
как масштабный аппарат по принуждению к определенному изображению события. При этом подчеркивается фундаментальная специфичность грамматической
структуры и узусных моделей каждой конкретной лингвистической системы. Для
продвижения философского осмысления языка необходимо перейти от наивной
схемы «слово – референция – объект» к более реалистичной схеме «язык (как набор морфосинтаксических паттернов концептуализации) – соотнесение – событие
(как комплексная смысловая ситуация)»