В статье представлен образ дороги в якутском героическом эпосе Олонхо,
который описывает разнообразные аспекты жизни народа саха в определенные
исторические эпохи. Дорога в эпосе служит сюжетообразующей пространственно-временной
метафорой; обычно она начинается на юге и ведет на север, повторяя
схему миграции саха в Сибирь. В статье показано, как эпическое пространство
дороги сформировало коллективную память народа о переселении людей. Автор
исследует типологию и функциональные характеристики дороги, ее уникальную
сакральную природу, выявляет особенности дорог и переходов, ведущих в Нижний
мир, их трансграничность, значительную удаленность от священного центра
родного края. Эта пограничная маргинальность усугубляется звериной персоналией
дороги, которая предстает в образе чудовища. Особое внимание в работе уделено
ритуалам, связанным с дорогой, в эпическом и реальном пространстве. В качестве
материала исследования выбран английский перевод якутского героического эпоса
Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского