Целевая установка данной статьи – представить методологические обоснования феноменологической поэтики литературного произведения. Предметом исследования служат принципы феноменологического подхода к поэтологическим основаниям, объектом – структурно-семантические, текстуально-семиотические особенности лирического произведения. Автор суммирует опыт разных концепций феноменологического подхода к раскрытию сущности рецептивной стратегии как художественного сознания, так и исследовательской практики. Основное внимание уделяется структуре художественного сознания, особенностям его интенциональной природы, раскрывается специфика различных типов редукции, позволяющих проникнуть в сущность художественного опыта, его эстетической рецепции. В статье выдвигается концепция феноменологического толкования структуры поэтического текста на синтагматическом и парадигматическом уровнях, метафизического осмысления традиционно семиотических понятий синтагматики и парадигматики, формально задающих ориентиры текстовых границ в их горизонтальном и вертикальном развертывании. Опираясь на онтологический и феноменологический аспекты рассмотрения художественного пространства, текст предстает как феномен, выходящий за пределы собственно знакового определения, становясь сущностно-ценным «определителем» и регулятором художественных и исследовательских интенций, подразумевающих разные способы и уровни субъектного выражения в поэтическом дискурсе. Кроме основного, феноменологического подхода, методологию исследования составляют принципы «онтологической поэтики», «рецептивной эстетики».