В контексте современного образовательного процесса конкурентоспособность рассматривается исследователями как системообразующая категория. С одной стороны, конкурентоспособность отражает уровень сформированности базовых навыков и компетенций личности, а с другой – диапазон адаптивных возможностей человека в системе изменяющихся социальных отношений. Социальная значимость этого вопроса обуславливает академический интерес к нему. Данная статья ставит своей целью анализ основных факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности современных старшеклассников. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что наиболее значимые факторы, способствующие развитию конкурентоспособности, включают социальную активность, инициативность, трудолюбие, а также готовность к постоянному саморазвитию и актуализации личностного потенциала. По мнению респондентов, принявших участие в исследовании, перечисленные качества становятся необходимым условием успешной учебы и социализации старшеклассников, а также предпосылкой их дальнейшего развития и профессионального становления после окончания школы.