Рассматриваются основные подходы к изучению норм научной рациональности в контексте перспективных направлений академического дискурса. При его проведении в современном университете необходимо опираться на науку и соблюдать нормы научной рациональности, которые выступают в качестве неотъемлемого компонента академического дискурса. Подчеркивается эвристический потенциал синергетической, пластичной, социокогнитивной и коммуникативной моделей рациональности. Обосновываются ориентиры нового типа рациональности и перспективные направления научного поиска. Новый тип рациональности, расширяя возможности для ее интерпретации через дискурсивные практики, коммуникативные характеристики, академические нормы и правила, открывает себя в современности как субъект-субъектная рациональность. Университет выступает значимым субъектом интеракции в коммуникационном поле современной культуры и является носителем научной рациональности, эксплицируемой в объективных устойчивых характеристиках научной и образовательной деятельности, а также в открытости инновационным размерностям, существующим в настоящее время.