Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Четырехкомпонентная модель развития личности ребенка: результаты видеонаблюдения

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T17:20:30Z

Аннотация:

Представлено лонгитюдное исследование качества социально-эмоционального контак-та в процессе взаимодействия со значимым взрослым в раннем возрасте. Цель исследо-вания – изучение коммуникативных сигналов ребенка при взаимодействии со значимым взрослым и разработка модели развития личности ребенка в разрезе четырех макроси-стем. Представлены результаты исследования, проведенного на выборке 50 диад (мать–ребенок) с детьми 9–12 месяцев (M = 10,04; SD = 0,45). Исследование включало анализ видеопротоколов, закодированных в программе Observer-XT 15. Использовались мето-дика оценки детско-родительского взаимодействия Evaluation of Child-Parent Interaction (ECPI-2) и шкала «Коммуникативных сигналов ребенка» в процессе спонтанной игры со значимым взрослым. Для выделения четырех когнитивных подсистем теории личности Ю. Куля использовались метод главных компонент, метод вращения – варимакс с нор-мализацией Кайзера; кумулятивный процент дисперсии – 70,342%. В основе регуляции поведения, мотивации и эмоций лежат четыре когнитивных подсистемы, и человек рассматривается как совокупность этих взаимодействующих подсистем, регулируемых на разных уровнях. На основании полученных результатов выделено 4 типа: «Спонтан-ный», «Отвергающий», «Сосредоточенный», «Чувствующий», и 6 стратегий поведения ребенка раннего возраста: стратегия анализа, стратегия изучения, стратегия отчужде-ния, стратегия взаимодействия, стратегия разведывания и стратегия отвержения. Когнитивные подсистемы верхнего уровня, так же как и когнитивные подсистемы нижнего уровня, сочетают по одному типу поведения, но, являясь более сложными когнитивными образованиями, характеризуются разными стратегиями. При этом в слу-чае «Сосредоточенного типа» обе стратегии взаимодополняют друг друга, а в случае «Чувствующего типа» поведенческие стратегии являются полярными. Было выявлено определение аффективной активации подсистем у детей раннего возраста, где сильные позитивные аффекты А+ активируют интуитивное поведение; подавленные позитивные аффекты А(+) активируют интеллект и память на намерения; сильные негативные аф-фекты А– определяют концентрацию восприятия на деталях, ошибках; подавленные негативные аффекты А(–) дают возможность сделать мультиобзор своего опыта.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2024. № 91. С. 99-117


Связанные документы (рекомендация CORE)