Материалов:
1 082 141

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Дата публикации в реестре: 2024-10-01T17:38:01Z

Аннотация:

В статье обсуждаются модели межкультурной компетентности (МКК), предложенные отечественными и зарубежными учеными. Приведены подходы к определению понятия «компетентность». Обосновываются место межкультурной компетентности в структуре компетентностного подхода и актуальность исследования данного конструкта. Дана краткая историческая справка относительно первых исследований межкультурной компетентности, указаны их причины. Отмечено, что традиция исследования данной проблемы в современной науке связана с использованием метода моделирования. Предлагаемые модели межкультурной компетентности, как правило, содержат определение межкультурной компетентности, описание ее структуры, критериев, уровней. Н.В. Черняк предложила три основания для классификации моделей МКК: профессиональная принадлежность обладателя МКК (МКК менеджера, педагога и т.п.), универсальность (etic - универсальные и emic - культурно-специфичные модели), характер взаимоотношений структурных компонентов модели (номенклатурные, структурные, каузальные, ко-ориентационные, динамические). В статье проведены теоретический обзор и систематизация отечественных и зарубежных моделей межкультурной компетентности, построенные на основании классификации Н.В. Черняк. Каждый тип моделей сопровождается одним или несколькими примерами - кратким описанием конкретной модели. Рассмотрены примеры универсальной и культурно-специфичной номенклатурных моделей (модель управления неопределенностью В. Гудикунста, модель межкультурной компетенции вторичной языковой личности И.Ф. Птицыной), универсальной структурной модели (модель межкультурной компетенции В.Г. Апалькова), универсальной каузальной модели (интегративная модель межкультурной компетентности Б.Шпицберга, модель А.Д. Карнышева), универсальной ко-ориентационной модели (модель межкультурной коммуникативной компетентности М. Байрама), универсальной динамической модели (модель межкультурной сензитивности Дж. М. Беннета, модель Т.В. Овсянниковой). К некоторым типам моделей приведены примеры, не вошедшие в описанную классификацию. Среди таких моделей находится модель межкультурной невербальной компетентности, предложенная автором данной статьи. Рассмотрение авторской модели с точки зрения используемой классификации показало, что она может быть отнесена сразу к нескольким типам. В заключении обозначено направление дальнейшей работы, связанное с расширением модели межкультурной невербальной компетентности.

Тип: Article

Источник: Психология образования в поликультурном пространстве


Связанные документы (рекомендация CORE)