Процесс функционирования инклюзивного образования в мире развивается с разной скоростью. В Российской Федерации инклюзивное образование реализуется в первую очередь на уровне школы, но одним из важнейших аспектов социализации является дополнительное образование, и в этой связи потребности детей с ограниченными возможностями здоровья остаются во многом нерешённым вопросом. Концепция национального мониторинга дополнительного образования детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья находится в центре фокуса данной статьи и обладает высокой степенью новизны. В статье представлен проект инструментария мониторинга субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления дополнительной образовательной деятельности для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья, который включает восемь блоков: структура организаций, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей в каждом субъекте Российской Федерации; реализация дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья в субъектах страны по разным направлениям; материально-техническое обеспечение организаций; кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информация о реализуемых дополнительных образовательных программах для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; типичные препятствия, возникающие в ходе деятельности, организуемой субъектами, осуществляющими реализацию дополнительных образовательных программ для детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями; информационные ресурсы и система межведомственного взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ для детей, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья; финансовые вопросы. Также предполагается фиксация наличия либо отсутствия регионального центра дополнительного образования детей, его официального наименования, количества подведомственных организаций, реализующих в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительные образовательные программы по различным направлениям: искусство, спорт, наука, социология и педагогика, технические науки, туризм и краеведение, интеллектуальные игры. Эта статья может быть полезна экспертам, изучающим проблемы инклюзии.