В статье сопоставляются основные традиции интерпретации понятия “абсолют” в
брахманизме, платоновской философии, немецком идеализме и даосизме. Понятно, что
они выражают различные культурные практики мышления и языка. Вместе с тем можно
отметить родственность абсолюта брахманской философии и немецкого идеализма.
Так, брахманизм и немецкая идеалистическая философия говорят практически схожие
вещи, при достаточно отличающихся интерпретациях жизни. Древние (индийцы и греки)
культивировали сочетание жизни и гармонии, соответственно, их мышление и язык
выдвигали на первый план такие же характеристики в качестве основных у абсолюта.
В противоположность этому современные люди более прагматичны и активистски
настроены, поэтому их абсолют выражает себя в языковом и спекулятивном отношении
более динамично и перформативистски. И совершенно отличные характеристики
наличествуют в даосской традиции. Дао или предельная ценность универсума есть опыт
выражения иной жизни и специфической ассоциативной логики. Похоже, что некоторых
китайцев более интересовало потенциальное, нежели актуальное, что являлось следствием
жестко организованного социального порядка и мистических форм эскапизма