Рассматривается проблема взаимосвязи нравственных оснований человеческой жизни и конституирования политико-правового универсума в наследии Г.В.Ф. Гегеля и И.А. Ильина. Показано, что, пере-осмысливая наследие Гегеля, Ильин сохраняет многие установки, сопряженные с его видением этой темы на базе собственной консервативно-либеральной платформы, отмеченной аристократизмом и неприятием идеи неограниченной демократии, которая в течение его жизни эволюционировала в духе восприятия авторитарных и тоталитарных учений. Так, рассуждая о конституировании субъективного Духа, Ильин акцентирует примат общественной нравственности над моралью, хотя и ставит под сомнение автоматическое торжество первой. Гегелевское учение о правовых основаниях общества как сферы объективного Духа переосмысливается Ильиным в его теории правосознания и возникающих в её рамках понимания природы корпоративного государства как отвечающего высшим требованиям естественного права и нравственности