В статье предпринимается попытка пересмотреть последние строфы романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в мортальном контексте мировой культуры. Некоторые исследователи, литературоведы и культурологи настаивают на том, что Татьяна в конце романа умирает. Эту гипотезу развиваем, обращаясь к пушкинской художественной формуле «магического кристалла» и состояния сна, которая позволяет поставить вопрос об использовании аурного и аретного освещения в произведении. Об этом художественном приеме игры света и тени, ближнего и дальнего освещения предметов писали еще братья Шлегель, с лекциями которых по античности был знаком Пушкин. Обращение к двум снам в романе (Татьяниному и автора) и проведение параллелей с фольклорным жанром обмирания позволяют иначе взглянуть и на итог пути Татьяны, реконструировать мортальный подтекст.