Дата публикации: 2024
Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:42:26Z
Аннотация:Цель статьи – разработать классификацию речевых ошибок при порождении высказывания на китайском языке, допускаемых неносителями языка в процессе его усвоения; выявить типы и виды ошибок, возникающих при порождении речевого высказывания на китайском языке, отражающие причины и механизмы их возникновения. В современных условиях бума изучения китайского языка в России и во всем мире, поиска действенных путей его усвоения проблема исследования речевых ошибок обучающихся, возникающих в процессе овладения китайским языком как иностранным (вторым), стоит достаточно остро. Анализ наиболее частотных ошибок обучающихся и их релевантная классификация, раскрывающая причины и механизмы возникновения ошибок, будут способствовать выработке оптималь- ных путей их предотвращения. В качестве ведущего подхода исследования выбран деятельностный подход, позволяющий рассматривать речевую ошибку как некий сбой, нарушение, про- изошедшее на одном из этапов речемыслительной деятельности индивида, в ос- нове представления которой лежит некая модель процесса речепорождения. В ос- нову исследования положена нейролингвистическая модель порождения речи Т.В. Ахутиной. Данная модель в качестве структурной организации процесса по- рождения речи рассматривает несколько разных уровней репрезентации буду- щего высказывания, где переход с одного уровня на другой осуществляется по- средством совместной работы операций комбинирования (установления синтаг- матических связей) и выбора единиц из систем парадигматических связей. К та- ким уровням относятся: уровни смыслового синтаксиса, семантического синтак- сиса, поверхностного синтаксиса и создания моторной программы синтагмы. А поскольку типологические различия китайского и русского языков общеси- стемного характера (функциональные, структурные и квантитативные) начинают проявляться на внешнем формально-грамматическом уровне реализации внут- ренней программы высказывания, где синтаксические структуры, свойственные конкретному языку, заполняются лексическими единицами, то нам представля- ется, что выбор нейролингвистической модели речепорождения является наибо- лее оптимальным. Вместе с тем в указанную нейролингвистическую модель мы внесли ряд уточнений, отражающих специфику функционирования изолирую- щих слоговых языков с морфосиллабическим типом системы письма, касаю- щихся специфики операций выбора на уровнях поверхностного синтаксиса и со- здания моторной программы синтагмы. Использованный в исследовании подход и нейролингвистическая модель по- рождения речи позволили классифицировать речевые ошибки, возникающие при порождении высказывания на китайском языке как неродном. Основанием клас- сификации явилась отнесенность сбоя, произошедшего в операциях комбиниро- вания (актуализации фрейма) высказывания или выбора элементов, заполняю- щих слоты фрейма, к определенному уровню репрезентации высказывания. На этом основании, исходя из практического опыта анализа речевых ошибок, были выделены четыре типа ошибок: ошибки на уровне смыслового синтаксиса (ошибки в комбинировании поля внимания и фокуса внимания с учетом позиции говорящего/слушающего), ошибки на уровне семантического синтаксиса (ошибки комбинирования в парадигме «агенс – не-агенс» с точки зрения соответ- ствия ситуативному контексту; ошибки выбора слов, не соответствующих запро- шенному значению; ошибки внутренней формы слова или устойчивого выраже- ния; отсутствие слова в лексическом запасе обучающегося), ошибки на уровне поверхностного синтаксиса (ошибки комбинирования слов в предложении; ошибки выбора служебных слов в процессе установления синтаксических связей между словами), ошибки на уровне создания моторной программы синтагмы (ошибки в выборе артикулем и силлабем (в письменной речи ошибки в выборе иероглифа и в его записи)). Предложенная типология речевых ошибок дает возможность понимания при- чин и механизмов их возникновения, позволяет посмотреть на речевые ошибки, традиционно классифицируемые по разным основаниям, как на систему сбоев в операциях комбинирования (актуализации фрейма) или выбора (заполнение сло- тов фрейма), происходящих на различных уровнях репрезентации высказывания (смыслового синтаксиса, грамматического синтаксиса, поверхностного синтак- сиса, создания моторной программы синтагмы) в процессе порождения речи.
Тип: статьи в журналах
Источник: Язык и культура. 2024. № 67. С. 148-168