Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Педагогический дизайн в системе подготовки будущих учителей иностранных языков: классический университет vs педагогический вуз

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-02-11T14:43:00Z

Аннотация:

В условиях цифровой трансформации общества в целом и образования в частности к подготовке будущих учителей иностранных языков выдвигаются обновленные требования. Педагогам предстоит работать в постоянно меняющейся реальности и применять компетенции и инструменты, которые ранее не существовали и не изучались в рамках вузовских программ. Анализ научных трудов показал, что значительно повышаются уровни владения лингво-цифровыми технологиями в связи с появлением новых форм обучения: смешанного, дистанционного и массовых онлайн-курсов. Педагог переходит из роли пользователя электронных ресурсов и приложений в активного создателя. В этой связи в профессиограмме учителя появляется новая функциональная роль – учитель-технолог. Более того, увеличивается спрос на мультилингвальные педагогические кадры, приветствуется умение преподавать два и более иностранных языка вслед за родным; возрастает необходимость в овладении мультилингвальной коммуникативной компетенцией. Как следствие, выделяется еще один активный тренд последних лет – интегративность изучаемых дисциплин, т.е. формирование межпредметных компетенций, которые переносятся на практическую деятельность учителя в школе. Педагогический дизайн является сравнительно молодой дисциплиной, в особенности для отечественного научного пространства. В России он начал активно развиваться только с появлением необходимости информатизации системы образования, тогда как за рубежом педагогический дизайн известен с 40-х гг. ХХ в. В ключевые задачи данной дисциплины входит создание образовательной среды и учебных материалов, как традиционных, так и цифровых, с целью достичь наиболее высоких образовательных результатов. Педагогический дизайн – это интегративная дисциплина, объединяющая в себе теоретические и практические знания из педагогики, психологии и информационных технологий. Осмыслив его основные принципы через призму преподавания иностранных языков, можно получить многофункциональный методический инструмент, с помощью которого станет возможным решить ряд возникающих проблем и вызовов цифровой эпохи образования.Проведено научное исследование, цель которого состояла в определении спроса на педагогический дизайн среди студентов – будущих учителей иностранных языков и установления роли и места данной дисциплины среди других, преподаваемых в вузах. В исследовании приняли участие 284 студента из двух классических университетов (Калужский государственный университет и Ивановский государственный университет) и гуманитарно-педагогического университета (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет). Результаты исследования показали, что лишь небольшое число студентов классических и педагогического университетов имеют общее представление о педагогическом дизайне. Еще меньшее количество респондентов проведенного анкетирования применяют на практике его инструменты и модели. При этом проблемы и сложности, которые приводят участники опроса, свидетельствуют о том, что студенты испытывают ряд трудностей, которые можно было бы решить именно средствами педагогического дизайна. Так, большое количество студентов сталкиваются с проблемой создания учебных материалов для учеников с разным уровнем владения языком, качественной подготовкой планов урока и технологических карт, а также грамотного использования цифровых технологий в образовательных целях. Студенты подчеркивают необходимость практического применения знаний и навыков из педагогики и психологии вкупе с методическими компетенциями. Другими словами, для будущих учителей важность формирования межпредметных компетенций при решении поставленных профессиональных задач становится очевидной. Респонденты ощущают острую потребность в новых методических инструментах, отвечающих требованиям современного образовательного процесса. Следовательно, в задачи профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков необходимо включать знакомство с основами педагогического дизайна, с его инструментами и принципами.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2024. № 68. С. 247-266


Связанные документы (рекомендация CORE)