Предпринята попытка проанализировать проблему ренессанса через
призму исторического сознания. Ренессанс показан Бибихиным не только
как явление, относящееся к области истории идей, как совокупность культурных и научных фактов, – а как проблема исторического сознания и памяти в широком смысле, куда включается действие. Смыслом и задачей
Ренессанса – который может и должен случиться в любой временной
точке, – становится «встреча времен». Человечество идет «от ренессанса
к ренессансу», который в таком восприятии делается из реконструкции
прошлого (здесь возникает тема руин Ренессанса), некой ретротопии,
точки исторического сознания – сутью всей истории, прорывом к пониманию замысла о человеке. Ренессанс в этой интерпретации становится
событием – здесь речь идет о событии осмысления, о событии в истории.
И тогда ренессанс может видеться как модус – или оптика, потому что
речи идет о видении вещей и отношении к ним, позволяющем достичь и
вернуть полноту мира, ведь в этом заключен смысл истории