Дата публикации в реестре: 2025-05-27T14:28:00Z
Аннотация:Профессиональная деятельность педагога сегодня - это труд с высокой степенью психического напряжения. Переживание педагогами стрессовых ситуаций оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности. Успешность в педагогической профессии во многом зависит от жизнестойкости и стрессоустойчивости личности. Цель данного исследования: выявить особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости у педагогов общеобразовательных учреждений. Методы исследования: теоретический (анализ литературы), эмпирические (тестирование, опрос), методы математической обработки данных (H-критерий Крускала - Уоллеса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Методики исследования: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге), опросник «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (утомление-монотония-пресыщение-стресс)» (А. Леонова, С. Величковская), опросник повседневных стрессоров (Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая), тест жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой). Авторами проанализированы особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости личности, проведен сравнительный анализ характеристик жизнестойкости и стрессоустойчивости у педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность на разных ступенях общего образования, выявлены взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости. Параметры жизнестойкости, повседневные стрессоры, сниженная работоспособность более выражены у учителей старших классов. Однако степень сопротивления к стрессу более высокая у учителей начальных классов. Высокий уровень жизнестойкости, вовлеченности, контроля и принятия соотносится с меньшими проблемами в работе, в семье и во взаимоотношениях с окружающими, с низким уровнем нарушения планов, с незначительными проявлениями сниженной работоспособности, с отсутствием переживания одиночества и конкуренции. Проведенное исследование расширяет понимание особенностей жизнестойкости и стрессоустойчивости у педагогов общеобразовательных учреждений. Полученные результаты могут быть использованы для своевременной диагностики и последующей психологической помощи педагогам общеобразовательных учреждений по снижению уровня стресса и повышению жизнестойкости.
Тип: Article
Источник: Мир науки. Педагогика и психология