Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Динамика этнической идентичности студентов на примере Большого университета г. Томска

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2025-05-27T16:40:59Z

Аннотация:

В контексте образовательной деятельности и социального взаимодействия в вузе имеет значение определение типов этнической идентичности студентов, выделение основных позиций, выраженность поведенческих стереотипов. Данная тема имеет практико-ориентированный характер, поэтому ее целесообразно рассматривать целостно, в рамках системного подхода, который позволяет выявить динамику формирования этнической идентичности в студенческой среде на стадии гомеостаза и перехода к видоизменению и усложнению. Целью данной работы является выявление позитивной этнической идентичности в качестве основы для развития межкультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия в вузовской среде. В образовательном пространстве Большого университета г. Томска, которое объединяет государственные университеты города в консорциум, в весеннем семестре 2024 г. в целях изучения межкультурного взаимодействия был проведен анонимный анкетный опрос по выявлению типов этнической идентичности студентов. Всего в нем приняли участие 345 студентов 1–4-х курсов бакалавриата и магистратуры очной формы обучения, из числа студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР – 111 человек), Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ – 30), Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ – 84), Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ – 30), Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ– 21), Томского государственного педагогического университета (ТГПУ – 69). В целях исследования было выделено три группы: 193 человека обозначили себя как граждане России (56%), 78 (22,6%), – представители ближнего зарубежья, 74 (21,4%) – представители дальнего зарубежья. Для обработки данных применялась адаптированная авторами методика диагностики типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, которая была апробирована применительно к ТУСУРу в 2023 г. Этот подход позволяет изучить отношение респондентов к собственной и другим этническим группам. Авторы методики выделяют шесть основных типов этнической идентичности, обосновывают критерии, по которым дифференцируются позиции респондентов в следующем порядке: норма – позитивная этническая идентичность; этническая индифферентность – неактуальность этнической принадлежности; этнонигилизм – это космополитизм; этноэгоизм – противопоставление и предпочтение определенного этнического сообщества; этноизоляционизм – идеи и убежденность в превосходстве своего народа, национализм), этнофанатизм – агрессивность, признание приоритета этнических прав своего народа, готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов. При обработке данных полярность позиций респондентов определялась так, что на одном полюсе выделялись "норма", этническая индифферентность, этнонигилизм, на другом – этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм. Далее было подсчитано количество баллов по каждому респонденту. В зависимости от суммы баллов, набранных респондентами, была определена выраженность у них того или иного типа этнической идентичности. К выраженному типу, согласно принятой методике, авторы отнесли количество баллов, в сумме выше 13, что соответствует повышенному и высокому (выше 17) показателю диапазона интерпретации. После анализа ответов респондентов по выраженным позициям всех шести типов оценивалась степень этнической толерантности, как в совокупности, так и отдельно по группам студентов всех учебных заведений Большого университета г. Томска. Сравнение результатов по всем шкалам между собой позволило выделить доминирующие типы этнической идентичности в студенческом сообществе. У 59,4 % (205 человек) респондентов фиксировалась "норма" (позитивная этническая идентичность), у 20,2 % (70 человек) – "этническая индифферентность", у 0,6 % (2 человека) – "этнонигилизм". На другом полюсе, характеризующим этническую напряженность, у 2,1 % (7 человек) был выражен "этноэгоизм"; также у 2,1 % (7 человек) – "этноизоляционизм" и у 4,3 % (15 человек) – "этнофанатизм", всего 8,5 %. Из числа респондентов у 39 человек (11,3 %) тип этнической идентичности оказался не выражен. Таким образом, по всем трем группам респондентов преобладающим типом этнической идентичности стала "норма" (около 60 %). Показатель националистических воззрений в духе "этноэгоизма", "этнофанатизма" не достигает 10 %, что в целом составляет малосущественную угрозу, которая, однако, не должна недооцениваться и ее следует учитывать в практике воспитательной работы со студентами Большого университета.

Тип: статьи в журналах

Источник: Русин. 2024. Т. 77. С. 198-215


Связанные документы (рекомендация CORE)