ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ : магистерская диссертация по направлению подготовки: 44.04.01 - Педагогическое образование
Тема исследования: «Применение наглядности на уроках истории в пятых классах общеобразовательной школы». Работу выполнил студент ДВФУ магистерской программы «Историческое образование», группы М2210 ио , учитель перовой квалификационной категории А. А. Григорьева. Руководитель ВКР к.и.н., доцент кафедры исторического образования О. А. Лихарева. Объектом исследования является обучающая наглядность. Предмет исследования: использование наглядных средств на уроках истории. Цель исследования заключается в изучении и разработке методов и форм применения наглядности на уроках истории древнего мира в 5 классе общеобразовательной школы. Задачи исследования: - Рассмотреть психологическое и дидактическое обоснование применения наглядности в 5 классе; - Охарактеризовать особенности проведения урока истории по ФГОС основного общего образования, а также роль наглядности на уроках нового типа; - Показать возможности использования наглядности в обучении истории; - Изучить методику применения наглядных средств на различных этапах урока; - Изучить влияние наглядных средств на работу учащихся в процессе изучения истории. - Исследовать как применение наглядных средств влияет на улучшение процесса обучения, повышения качества знаний и интереса учащихся к изучению истории. Для решения поставленных задач в данной работе будут рассмотрены условия реализации ФГОС на уроках истории; составлен психологический портрет пятиклассника; рассмотрены классификация, виды и типы наглядности при обучении истории; разработаны приемы использования различных наглядных средств на уроке; с помощью программы SPSS выявлена эффективность применения наглядного метода на различных этапах урока. Для выявления эффективности применения наглядности на различных этапах урока истории был проведен педагогический эксперимент. По окончанию эксперимента были проведены расчеты с помощью количественных методов и сделаны следующие выводы: применение наглядного метода эффективно на различных этапах урока; использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме; использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. В работе описаны приемы организации работы с наглядными средствами на различных этапах урока; описаны педагогические технологии, позволяющие организовать наглядное обучение. В исследовании представлены разработки планов уроков. Данные результаты могут быть использованы в дальнейшем для подготовки к урокам истории в параллели пятых классов.