Дата публикации: 2017
Дата публикации в реестре: 2020-03-01T00:06:22Z
Аннотация:Образование как внутренне организованная, управляемая и открытая сфера социальной деятельности представляет собой некоторую целостность, стремящуюся стать системой в том плане, что ее элементы, системно связанные в идеале, никогда не бывают таковыми в реальности. Степень системности институционализированной составляющей образовательной среды является важным критерием ее эффективности. Системность муниципальной образовательной среды должна определяться ее соответствием муниципальной структуре социально-профессиональной деятельности. В условиях социально-экономического транзита, структурные характеристики образовательной среды необходимо определять на основе перспективных потребностей рынка труда и с учетом запросов потенциальных работодателей, что актуализирует проблемы перспективного планирования. Полипарадигмальный подход к социальному проектированию муниципальной образовательной среды, представляющий собой совокупность объединенных воедино по некоторому общему основанию элементов различных методологий, наиболее адекватно отражает сложность образовательной среды как объекта социального управления, обусловленную одновременным присутствием в ее структуре качественно отличных элементов, требующих для своего анализа разных парадигмальных оснований. С учетом системности образования и в соответствии с полипарадигмальным подходом в анализе образовательной деятельности необходимо признать основным предметом социального проектирования совокупность взаимосвязанных единичных социально-образовательных функций, под которыми понимается некоторый набор действий, необходимых для реализации задач образования. Полипарадигмальность проектирования муниципальной образовательной среды проявляется в необходимости использования: - для проектирования центральной сферы муниципальной образовательной среды - парадигмы, ориентирующей на выявление объективных законов и закономерностей социального становления молодежи и разработку на этой основе технологии управления человеческим ресурсом, обеспечивающей стабильный, заранее заданный результат; - для проектирования мезосферы образовательной среды - комплексного подхода в сочетании с синергетическим и эволюционистским подходами; - для решения проблем социального проектирования внешней (периферийной) сферы муниципальной образовательной среды - личностно-ориентированного и человеко-центрированного подходов. Функционирование учреждения образования вне зависимости от его уровня, традиционно считающегося основным элементом институционализированной составляющей образовательной среды, связано с четко определенной целью деятельности, отраженной в образовательных стандартах, учебных программах, планах воспитательной работы и др. нормативных актах. Всё это указывает на то, что решение проблем социального проектирования рассматриваемой сферы образовательной среды может осуществляться преимущественно в контексте полипарадигмального подхода, обеспечивающего стабильный, заранее заданный результат. Перечень основных этапов проектирования институционализированной составляющей образовательной среды включает в себя: определение объективной муниципальной потребности в области образования; структурирование цели; формулирование задач, реализация которых обеспечивает достижение тактических и стратегических целей; определение форм, средств и методов реализации задач; определение материальной базы, необходимой для решения задач; определение единичных и групповых функций, связанных с решением задач; подбор персонала в соответствии с определенными функциями и т.д. При этом, чем меньше проект образовательной среды будет зависим от личностных особенностей субъектов образовательной деятельности, тем эффективнее он будет реализован. Таким образом, проектирование институционализированной составляющей образовательной среды представляет собой проектирование функциональной системы.
Тип: article