С ростом миграции и других типов перемещений в иную культурную среду различных соци-альных групп часто звучит идея различия в ценностных представлениях, которое, может являться серьезным препятствием для адаптации и интеграции детей в принимающее об-щество. Соответственно, исследование этнической идентичности и сравнительный анализ структуры жизненных ценностей детей-мусульман, живущих в Республике Татарстан, и детей-мигрантов из мусульманских семей является актуальным и перспективным. Цель нашего исследования - определить, существуют ли особенности в ценностных ориентациях и какова этническая идентичность детей-мигрантов из стран СНГ и детей жителей России, на примере Республики Татарстан. Для реализации цели исследования был подобран следу-ющий комплекс методик: тест Г.У.Солдатовой, С.В.Рыжовой "Типы этнической иден-тичности", методика М.Рокича "Ценностные ориентации", методика Ш. Шварца "Цен-ностный опросник". В результате анализа полученных данных были зафиксированы следу-ющие особенности:
У детей мигрантов, и у детей, коренных жителей РТ преобладает позитивная этни-ческая идентичность, которая проявляется через сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам.
Дети-граждане РТ и дети-мигранты, являясь представителями исламского общества, в выборе жизненные ценностях предпочитают традиционные ценности людей-мусульман: ценности "воспитанность", "доброта", "счастливая семейная жизнь".
Для детей-граждан РТ важен личный успех, достижения. Для детей-мигрантов важна безопасность в обществе.
Системообразующими показателями, зафиксированными по обеим исследуемым груп-пам являются "здоровье", "высокие запросы", "эффективность в делах", "независимость", "самостоятельность". Показатели "власть" и "достижения" являются системообразую-щими в группе детей, жителей РТ. Это те ценности, которые связаны с успешностью. Показатели "традиции", "конформность", "универсализм" являются системообразующими в группе детей-мигрантов. Это те ценности, которые актуализируются при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды.