Дана характеристика основных направлений современной образовательной политики в ее связи с формированием гражданского общества в России. Показано, что роль гражданского образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу и правовому государству при обязательном соблюдении национальных традиций.
Отмечено, что в современных российских условиях система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых, а государство – гарантировать приоритетную поддержку образования. При этом невыработанность общественной идеологии, недостаточная проявленность и организованность или слабая разработанность научных представлений и инструментов в отношении ситуации и прогноза общественного развития и его связи с образованием способствуют выдвижению и приложению противоречивых направлений образовательной политики. В них выражены позиции общества и различных социальных групп, заинтересованных в реализации на практике определенного взгляда на гражданское образование.