Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

Оппозиция мужских персонажей романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: красота или свобода

Дата публикации: 2013-04

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T17:27:43Z

Аннотация:

Красота в эстетической концепции Пастернака связана прежде всего с образами природы, женскими образами, с творческим аспектом. Все эти образы у Пастернака сближаются на основе восприятия витальности, жизненной энергии – точками отсчета всех систем художественно-философского мира поэта. Однако мы считаем важным рассмотреть, как преломляется тема красоты в системе мужских художественных образов, поскольку данный анализ позволит воссоздать целостное представление о философско-поэтической категории красоты, проявляющейся в образно-художественном контексте произведений Б. Пастернака. Категория красоты в понимании Пастернака лишена однозначности, она постигается путем сопоставления антиномичных свойств и качеств. Внутренние антиномии проявляются в формальной структуре произведений, в частности в романе «Доктор Живаго». Здесь имманентные характеристики понятия красоты находят эксплицитное выражение в системе мужских персонажей романа и, тем самым, становятся одним из критериев оппозиции «совершаемой» и «совершённой» красоты: Юрий Живаго, Евграф – Комаровский, Антипов Стрельников. Исходя из понятия красоты в творчестве Б. Пастернака, мы пришли к выводу, что источником красоты является жизнь, но не всегда красота может стать сама источником жизни – и в этом заключается принципиальное отличие представлений Пастернака о прекрасном. Степень проявленности жизненной силы в мире рождает оппозицию «совершённой» и «совершаемой» красоты. «Совершённая» красота – воплощенная в форме энергия жизни, прекратившая свое творческое развитие, в то время как красота «совершаемая» – это энергия жизни, инициирующая творческий потенциал.

Тип: Journal Article


Связанные документы (рекомендация CORE)