Продолжая попытки определить и описать автономность преподавателя как существенный
фактор его профессионализма и саморазвития, данное исследование расширяет понимание
освоенной автономности преподавателя вуза посредством изучения содержания этой
сложной личностной характеристики в контексте современных преобразований в российском
высшем образовании. С учетом теории самодетерминации, компетентностного подхода,
теории рационального стиля деятельности и тюнингового подхода к профессиональной
деятельности преподавателя вуза эта работа дает интегрированное определение
освоенной автономности преподавателя вуза как его метакомпетенции, обеспечивающейся
динамическим комплексом личностных характеристик и профессиональных компетенций.
Содержание понятия «освоенная автономность преподавателя вуза» представлено в
концептуальной модели. Исследование раскрывает потенциал освоенной автономности
преподавателя вуза как движущей силы профессионального саморазвития педагога,
повышения его профессиональной активности, удовлетворенности работой, а также его
умения эффективно справляться с различными типами профессиональных стресс-факторов
в контексте реформы высшего образования в России