История о библейском персонаже Лазаре, воскрешенном Иисусом, неоднократно
становилась предметом многочисленных споров толкователей библии. Не меньший интерес
представляют и художественные воплощения сюжета в произведениях искусства. В статье
рассматриваются наиболее парадоксальные версии библейской истории, появившиеся во
второй половине ХХ века. Это роман греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее
искушение Христа», где подробно выписана линия взаимоотношений Иисуса и Лазаря, роман
португальского писателя, нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса» и
кантата итальянского композитора Ацио Корги «La morte di Lazzaro» («Смерть Лазаря»).
На примере анализа текстовой структуры кантаты выявляется специфика реализации в
сюжетно-смысловом пространстве оригинальной художественной идеи Сарамаго – «никто
на свете не согрешил столь тяжко, чтобы умереть дважды…». Кантата Корги становится
своеобразным философским размышлением на вечную тему о жизни и смерти