Статья посвящена произведениям Ф.М. Достоевского, нашедшим оригинальное претворение
в музыкальном и театральном искусстве России последней трети XX – начала XXI века. В
ходе исследования обозначаются исторические этапы становления и развития театральной
жизни России, раскрывается специфика каждого из них в связи с основными тенденциями
времени. Благодаря историческому подходу удается отметить особенности развития
жанра оперы, а также причины возникновения на определенном этапе ее особых жанровых
разновидностей. Кроме того, отмечается различие в подходах к трактовке сюжетов
Достоевского в драматическом и музыкальном театрах. Делается попытка обосновать
причины актуальности и востребованности прозы писателя на оперной и драматической
сцене в один из сложнейших периодов истории России и в наши дни. С целью расширения
научного поля в обиход вводится ряд оперных произведений современных авторов, ранее не
становившихся предметом исследовательского интереса