В статье с позиций образной системы искусства эпохи романтизма, её специфики и средств
воплощения освещается творчество выдающегося венгерского композитора-романтика.
Материалом для изучения послужили фортепианные и оркестровые произведения: пять
«Мефисто-вальсов», «Мефисто-полька», Соната си минор, фантазия-соната «По прочтении
Данте», «Фауст-симфония» и «Данте-симфония», запечатлевшие различные проявления
образов зла. Названные сочинения рассматриваются в образно-интонационном плане. Основной
метод исследования – интонационный анализ, приближающийся к малому целостному
анализу. Результатом работы стало выявление и описание интонационного «ядра» –
устойчивого комплекса выразительных средств, служащих воссозданию указанных образов.
Данный комплекс обладает определёнными характеристиками (тональными, регистровыми,
артикуляционными, мелодическими, ритмическими, ладо-гармоническими и жанровыми), а
также закономерностями тематического образования и развития. В заключение предлагается
попытка осмысления рассматриваемых явлений с точки зрения христианского учения