Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Ценностные и мотивационные аспекты в содержании профильного обучения школьников иностранному языку

Дата публикации: 2019

Дата публикации в реестре: 2020-03-03T18:23:55Z

Аннотация:

Статья посвящена комплексному исследованию основной методической категории методики обучения иностранному языку – содержанию обучения. Особое внимание уделяется его ценностным и мотивационным аспектам. Обосновывается идея о том, что учебный предмет «иностранный язык» обладает несомненным аксиологическим потенциалом, способствует появлению в личности школьников таких новообразований, как 1) ценностное отношение к окружающей действительности; 2) положительное отношение к себе («Образ Я»); 3) активно сознательное отношение к будущей жизнедеятельности («Образ будущей профессиональной деятельности»). Выделяются и описываются характерные особенности профильного и профильно-ориентированного обучения иностранному языку учащихся старшей ступени обучения. Автором предложена номенклатура аксиологических стратегий, входящих в структуру содержания обучения, представленного двумя блоками: 1) блоком смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности; 2) блоком ценностно-смыслового опыта, включающего ценностные аспекты предмета «иностранный язык». Автор приходит к выводу, что важным условием в процессе профильно-ориентированной иноязычной подготовки школьников является необходимость поэтапной работы, и предлагает организовать данный процесс в рамках трех этапов: информативно-мотивационного, деятельностного и рефлексивно-оценочного. Устанавливается, что наиболее эффективным методическим средством для формирования ценностно-смыслового опыта школьников является специально организованное дидактическое средство, которое представляет собой комплекс личностно-развивающих ситуаций, среди которых выделяются аксиогенные ситуации, представляющие собой «ценностно насыщенные фрагменты бытия, имеющие особую значимость для понимания действительности». Примерами таких текстов явились пословицы о необходимости и ценности труда, ответственности, сознательном отношении к предмету своей деятельности, целесообразности принимаемых решений. Приведен анализ опытного обучения, которое продемонстрировало рост профессиональной самооценки старшеклассников, формирование системы профессиональных идеалов. Особую значимость в структуре личностного опыта старшеклассников приобрел такой компонент, как смысл будущей профессиональной деятельности.

Тип: статьи в журналах

Источник: Язык и культура. 2019. № 47. С. 245-259


Связанные документы (рекомендация CORE)