Когнитивно-поведенческая копинг-профилактика аддиктивных и аффективных состояний у студентов (новый подход к оценке иррациональных когнитивных установок и копинга)
В статье пересмотрена типология иррациональных когнитивных установок и копинга, предложен подход к их систематизации и оценке. Наряду с выявлением основных установок катастрофизации, долженствований, низкой фрустрационной толерантности и дихотомического мышления (опросник А. Эллиса, 1987) создано приложение к данному опроснику, позволяющее оценивать внешний локус контроля, баланс интересов, способность к разумному риску, способность к отсроченному гедонизму и ригидность. Проанализирована связь иррациональных установок с неадаптивным копингом, снижением социально-психологической адаптации и качества жизни, аддиктивным поведением, тревогой и депрессией у студентов. На основании проведенного анализа обоснована методика когнитивно-поведенческой копинг-профилактики.