В работе рассмотрено такое понятие как «активный и пассивный словарь». Раскрыты особенности данного словаря у экспериментальной группы детей с нарушениями зрения и речи. Также представлена психолого-педагогическая характеристика дошкольников 5 – 6 лет с нарушениями зрения и речи. Данна характеристика экспериментальной категории детей с логопедическим заключением и диагнозами по зрению. Описаны и проанализированы два этапа проведенных эксперимента, первый констатирующий эксперимент: это обследование дошкольников с нарушениями зрения и речи на данном этапе развития, и контрольный эксперимент: это обследование дошкольников с нарушениями зрения и речи через определенный промежуток времени, так как была организованна логопедическая работа и подобранны специально коррекционно-развивающие упражнения. Представлены авторские методические пособия по которым происходила, коррекционная, развивающая и дифференцированная работа с дошкольниками с нарушениями зрения и речи.