Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Ю.В. Смирновой посвящена лингвометодической проблеме формирования текстовой компетенции учащихся, сводящейся к проблеме понимания и порождения текста. Основной акцент в данном исследовании сделан на грамматической составляющей текстопорождения. В работе представлено экспериментальное исследование грамматических ресурсов текста в процессе обучения русскому языку. Автором проведена и описана серия психолингвистических экспериментов: цепочечный ассоциативный эксперимент и эксперимент по методике завершения текста, демонстрирующие возможности работы учителя с грамматической формой и целостным предложением в процессе обучения ребёнка созданию текста. Автором разработан собственный дидактический комплекс с психолингвистическим обоснованием и методическими рекомендациями по формированию текстовой компетенции учащихся 5 классов, который дополняет типы заданий, существующие в традиционной практике школьного преподавания синтаксиса по теме «Функционально-смысловые типы текста».