Развитие коммуникативных навыков во внеурочной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в подростковый период
Выпускная квалификационная работа выполнена на 96 страницах, состоит из введения, трех глав, списка источников и литературы, приложения. Во введении обоснована актуальность темы, поставлена цель, определены объект и предмет исследования, задачи. В первой главе представлена характеристика состояния коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) и характеристика требований ФГОС для лиц с нарушениями интеллекта к организации и содержанию работы по развитию коммуникативных навыков и организация внеурочной деятельности в школе, реализующей АООП для обучающихся с нарушением интеллекта. Во второй главе описана организация и методика констатирующего эксперимента. Для экспериментального изучения коммуникативных навыков у подростков с интеллектуальными нарушениями использовали не экспериментальные методы (наблюдение, речевая инструкция).С помощью метода наблюдения были исследованы такие аспекты коммуникативной сферы, как умение сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями, выстраивать взаимоотношения с окружающими (родителями, сверстниками, одноклассниками, учителями); умение сопереживать, понимать другого. В третьей главе описана экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у подростков с тяжелой умственной отсталостью. Описано содержание внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Здоровейка» с использованием нестандартного оборудования по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушениями интеллекта. В заключении отражены основные результаты исследования.