Во Введении раскрывается актуальность выбранной темы, описываются объект, предмет, цель и задачи выпускной квалификационной работы. В первой главе рассмотрены разные подходы к определению понятия «память», «запоминание», «опосредованное запоминание»; представлена классификация видов памяти; дается анализ возрастных особенностей развития памяти у нормально развивающихся детей; рассматривается вопрос специфических закономерностей развития памяти у детей с умственной отсталостью. Во второй главе описан констатирующий эксперимент, связанный с выявлением особенностей развития памяти у детей с умственной отсталостью, подробно анализируются использованные диагностические методики. В результате исследования было выявлено, что дети с умственной отсталостью нуждаются в проведении специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие опосредованного запоминания. В третьей главе представлена коррекционная программа, направленная на развитие опосредованного запоминания у детей с умственной отсталостью с применением пиктографических знаковых систем, дается анализ результатов контрольного эксперимента, свидетельствующего об эффективности проведенной работы. В Заключении обобщаются результаты проделанной работы.