Созданная в 90-х гг. прошлого столетия система налогового администрирования, ориентированная преимущественно на удовлетворение бюджетных потребностей, стала одной из причин фискального перекоса в деятельности уполномоченных органов государства, что не соответствует современным задачам социально-экономического развития России. В этой связи представляется важным и актуальным устранение коллизионности правовых норм налогового законодательства, что позволит создать более совершенную нормативно-правовую базу, направленную на упорядочение налогового контроля и документооборота в налоговой сфере, законодательно установить дополнительные гарантии и улучшить условия для добросовестных налогоплательщиков по исполнению ими налоговых обязанностей, добиться снижение конфликтности в системе налогового администрирования и укрепления налоговой законности. Именно такая концептуальная идея – презумпция налоговой добропорядочности граждан – это тот потенциал, который может и должен быть задействован при реализации правообеспечительной функции налоговых и других уполномоченных органов, причем, с наиболее высокой долей эффективности. Авторы статьи проводят сравнительный анализ правового регулирования налогового администрирования и вносят ряд предложений по упорядочению налогово-контрольной деятельности на основе систематизации налогово-процессуальных норм НК РФ, что позволит создать правовую основу партнерской направленности деятельности налоговых и других уполномоченных государственных органов.