В статье сделан акцент на раскрытии сущности социального насилия как деструкции, под
которой понимается, во-первых, жесткая критика приоритета разума как высшей инстанции при
решении всех проблем общества, во-вторых, репрессивность социума по отношению к индиви-
дуальному сознанию, в-третьих, тотальное подавление человека в тоталитаризме, что, например,
выражается в насилии над исторической памятью посредством «официальной истории» побе-
дившего и господствующего социального класса. Так, социальное насилие – это структурное насилие, которое проявляется в способе организации социального бытия и связано с его репрессивными функциями. В концепции Герберта Маркузе насилие рассматривается как социальная деструкция, и обнаруживается взаимосвязь между деструктивным состоянием индивидуального и коллективного сознания и деструктивным, репрессивным воздействием социальных условий. Маркузе осуществил синтез идей марксизма и фрейдизма и, используя в качестве методологического принципа историзм, критически осмыслил развитие западной цивилизации в аспекте нарастающей деструктивности насилия. Несмотря на пессимистический настрой, Маркузе считал возможным противостоять деструктивности насилия. В качестве минимизации социальной деструкции можно выделить следующие пути: отстаивание личного пространства свободы в модусе творчества; верность своему прошлому; создание альтернативной эстетической реальности посредством искусства.