В российских и западных литературных исследованиях особенность русской культуры часто
рассматривают через призму утопии. В данной работе прослеживается формирование
утопического метажанра в отечественной словесности, показана смена акцентов с
политического дискурса на беллетристику, анализируются архетипы, отличающие
утопическое моделирование в различные культурные эпохи. Возможно, для характеристики
современной литературы и нет более емкого термина, чем «утопия», где утопии авангарда
предваряют глобальную коммунистическую утопию, оформившуюся в художественном
творчестве через теорию социалистического реализма, на смену которой в 1950-1960-е годы
придёт ретроспективная утопия «деревенщиков» в разнообразии авторских вариантов и
технократические утопии «молодёжной прозы». В данной парадигме место постмодернизма
как совокупности практик противостояния утопическим интенциям определено ролью
антиутопии