В статье раскрывается, как философии Гегеля и Спинозы связаны с самой глубиной
теории Л.С. Выготского (1896-1934), которая продолжает жить как одна из современных
психологических теорий. Наша мотивация такого изучения заключается в том, чтобы
обогатить теорию Выготского, находящуюся незаконченной из-за краткости его жизни.
Иными словами, из философии Гегеля Выготский принял не только диалектический способ
мышления, но идею самосознания как осознание понятия и произвольное мышление. В теории
Спинозы же он рассмотрел психофизическую проблему об эмоциях и одновременно связи
«эмоций – понятии – свободы», суть которых заключает в себе «познание о себе и о своих
аффектах», или самосознание. Таким образом, исходя из идей Выготского, мы находим, что
два крупных философа подлинно пересекаются в идее самосознания. Это начало в таком
пути обогащения теории Выготского, которое идет не только от рождения сознания
к самосознанию как второму рождению человека, но и обратно – от второго к первому
рождению сознания