В данной статье сочетание фольклорного и композиторского рассмотрено с пози-
ций образно-концептуального взаимодействия двух художественных систем. Особым
теоретико-методологическим ракурсом при этом выступают идеи интертекстуальности,
которая свойственна произведениям Николая Менцера, многообразно интерпретировавше-
го фольклор коренных этносов Дальнего Востока России. Композитору удалось органично
интегрировать этот образно-стилевой комплекс в систему академических жанров евро-
пейского письменного профессионализма. Музыкальная программность, образная драматур-
гия его произведений специфичны устойчивостью схем, образов и сюжетов, исследованных
К. Г. Юнгом на примерах архаичного мифотворчества и принадлежащих к классу архетипи-
ческих мифологем. Для их выявления ряд обладающих большим обобщающим потенциалом
симфонических произведений Н. Менцера рассматривается в аспекте мифопоэтики. В сю-
жетике и образности выявлена роль культурного героя, образ которого оказался подвержен
трансформациям в современном мифотворчестве. В музыкальной драматургии отмечено
действие общих мифопоэтических закономерностей: бинарной оппозиционности, акциональ-
ной (как правило, гармонизирующей исходную ситуацию) направленности мифообрядности.
Эти общие законы реализованы композитором в музыкальной стилистке, «фольклорность»
которой достигается им в процессе цитирования напевов и свободного переинтонирования
традиционных микроструктур