В статье рассматриваются специфика детской адресации, отражение мифологии и фольклора, особенности художественного мастерства литературы коренных народов. В результате обзора, анализа и сопоставления репрезентантов хакасской, тувинской, ненецкой, долганской, чукотской литератур выявлены типологические черты детской художественной литературы коренных народов севера и юга России. Затрагиваются проблемы языка, письменности, сакральных текстов. С одной стороны, важна литература на национальных языках, с другой стороны, нужно найти дорогу к широкому читателю. Фиксируются отношения с древней мифологией, обрядом инициации, фольклором и советской идеологией, повлиявшими на черты детской литературы в различных субъектах Российской Федерации. Важно поддержать ориентацию детских писателей из числа национальных меньшинств на читателя вне национальности, т.е. использовать избранные традиции мировой и российской литературы, максимально сохраняя при этом национальную самобытность. Достоинства литературы коренных народов позволят не только повысить национальное самосознание народа, но и послужить формированию общероссийской идентичности, толерантности и экологичности сознания нового поколения