В статье представлены результаты лонгитюдного исследования личностных особенностей
студентов-актеров, которое осуществляется на базе Московского театрального колледжа
под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. Исследование проводится с
2010 года по настоящее время и продолжает цикл исследований авторов, начатый в 1976 г.
Представлены результаты, полученные с помощью опросника Р. Кеттелла 16 PF на материале
опроса 96 студентов театрального колледжа. Обсуждается динамика личностных изменений
первокурсников, различия между успешными и неуспешными студентами, приводятся
результаты структурного анализа личностных характеристик по тесту Кеттелла.
Полученные материалы показывают, что в течение первого года обучения общее направление
личностных изменений студентов-актеров ориентировано на повышение эмоциональной
восприимчивости, мотивации и тревожности, а также на снижение радикализма студентов;
наиболее существенные отличия между успешными и неуспешными студентами-актерами
проявляются в направлении личностных трансформаций в течение обучения на первом курсе.
Важным моментом является сам факт личностных изменений: студенты, демонстрирующие
статичность или индивидуальные изменения, не соответствующие общим групповым
тенденциям, являются менее успешными. Структурный анализ личностных характеристик
успешных студентов позволил выделить два инвариантных фактора – «эмоциональная
возбудимость/регулировка» и «эмоциональная открытость», фиксирующих обязательные
для успешного актера личностные особенности. Другие личностные шкалы подвержены
трансформациям под влияниям внешних факторов и педагогических воздействий